Карбюратор Солекс 21083: схема и подробная инструкция
Немного истории
Новый карбюратор понадобился, когда разрабатывался проект ВАЗ с передним приводом. Поперечное расположение двигателя не давало возможности ставить старый карбюратор ОЗОН, который шел на «классику». Зато разработка французской компании Solex после небольшой «доработки напильником» встала просто на ура. Выпуск новых карбюраторов начался на Димитровградском заводе (ДААЗ), на котором было установлено французское оборудование и запущен производственный процесс по лицензии Solex.
Конструкция карбюраторов солекс позволила устанавливать их на разные по типу и мощности двигатели, слегка меняя некоторые параметры. Так, самым распространенным стал Солекс модели 21083, который ставился на двигатель 1,5 л. ВАЗ 2108, 2109. Для «классики» с двигателем 1,45-1,6 л. была разработана модификация 21053, конструктивно схожая с солекс 21073, рассчитанным на Ваз 21213 Нива с мощным двигателем 1,7 л. И даже на Москвич с двигателем 1,5 л. ставился солекс 21041, а на 1,8 л. – модификация 21041-10, подходящая и для Волги, и для УАЗа.
Что представляет собой карбюратор Солекс 21083
Солекс 21083 – один из самых популярных отечественных карбюраторов. В основном устанавливается на 1,5-литровые двигатели российского и советского производства, хотя нередко их можно увидеть, например, на старых карбюраторных японских автомобилях, так как это по конструкции они значительно проще аналогов. Нормально работать этот карбюратор будет лишь при бесконтактной системе зажигания, ввиду ряда технических особенностей. Существует множество вариантов карбюратора «Солекс», однако, 21083 – это базовый вариант. Именно он пользуется наибольшей популярностью, так как легко модифицируется путём установки разных жиклёров, или даже расточки диффузоров. Не рекомендуется устанавливать «Солекс 21083» на автомобили с рабочим объёмом более 1,5 литров. Машина, конечно, будет ехать, но провал в динамике будет очевидным, тут уже не поможет установка жиклёров большей проходимости.
Устройство и технические характеристики «Солекса»
Карбюратор вида «Солекс» имеет следующие компоненты и подсистемы:
- две камеры для дозировки горючей смеси;
- дозирующие подсистемы в каждой из камер;
- поплавок-контролёр количества бензина в поплавковой камере;
- отсасывающий выходные газы элемент;
- механизм-блокатор дроссельных заслонок каждой из камер;
- устройство, отвечающее за работу автомобиля на холостом ходу;
- экономайзер холостого хода;
- переходные системы от одной камеры в другую;
- экономайзер режимов мощности;
- насос-ускоритель;
- механизм пуска;
- подогреватель.
1– рычаг ведущий, второй камеры привода; 2 – винт регулировочный количества подаваемой смеси для холостого хода; 3 – сектор для подогрева карбюратора; 4 – вентиляционный патрубок картера двигателя; 5 – приводной рычаг для ускорительного насоса; 6 – клапан запорный электромагнитный; 7 – воздушной заслонки рычаг; 8 – крышка карбюратора; 9 – специальный винт для крепления камеры жидкостной; 10 – корпус камеры жидкостной; 11 – корпус карбюратора; 12 –дроссельной заслонки рычаг второй камеры; 13 – блок рычага управления непосредственно дроссельными заслонками; А — специальные метки для точной установки пружины биметаллической пускового устройства.
1 – ось для поплавка; 2 – клапан игольчатый; 3 – поплавок; 4 – специальная прокладка для карбюраторной крышки; 5 –пускового устройства крышка; 6 – винт; 7 – пускового устройства диафрагма; 8 – специальная прокладка; 9 –воздушной заслонки рычаг; 10 – жиклер топливный холостого хода; 11 – запорный клапан электромагнитный; 12 – патрубок для подачи горючей смеси; 13 – крышка карбюратора; 14 – фильтр топливный; 15 – корпус в сборе с приводными рычагами полуавтоматического пускового устройства; 16 –винты регулировочные воздушной заслонки пускового зазора и приоткрывания первой камеры дроссельной заслонки; 17 – специальный хомут для закрепления корпуса пружины биметаллической; 18 – жидкостная камера; 19 –в сборе корпус с пружиной биметаллической; 20 – экран пружины биметаллической.
Сам карбюратор выполнен из двух элементов: верхняя называется крышкой, а нижняя — основной частью механизма. Корпус «Солекса» изготавливается из высокотехнологичного сплава алюминия, который защищает прибор от различных внешних воздействий. Именно в нижней части устройства и располагаются основные детали, благодаря которым осуществляется смешение топливного и воздушного потоков и формирование горючей смеси.
Видео: кратко о «Солекс»
Поплавковая камера
Эта полость выполняет функцию некоего хранителя горючего в ёмкости карбюратора. Именно в камере содержится тот объём топлива, который необходим для создания горючей смеси из капель бензина и воздуха. Регулятором уровня смеси выступает поплавок.
Ёмкость поплавковой камеры находится в одной плосткости с камерами сгорания
Устройство пуска
При запуске мотора на холодную включается пусковое устройство карбюратора. Оно управляется непосредственно из салона через ручку подсоса. Если вытянуть эту ручку на себя до упора, то тросик провернёт рычаг, который закроет заслонку для воздуха в камере № 1 карбюратора. При этом одновременно заслонка дросселя в этой же камере немного откроется, чтобы пропустить топливо.
Пусковое устройство представляет собой полость сообщения между коллектором на впуск и заслонкой, пропускающей воздушный поток. То есть главная задача этого узла — закрывать или открывать каналы подачи веществ при пуске силового агрегата в работу.
Благодаря рычагу производится запуск мотора
Холостой ход
Этот блок в конструкции карбюратора призван питать мотор на малых оборотах вращения коленвала, то есть во время холостой работы или при движении на первой передаче. Именно СХХ не даёт двигателю заглохнуть, когда отсутствует основная нагрузка.
Горючее направляется в систему ХХ по каналам главного жиклёра камеры № 1, потом через жиклёр, работающий на систему ХХ, и далее перемешивается с потоками воздуха. Созданная смесь подаётся в камеру № 1 через открытую заслонку.
Элементы системы ХХ не видны при визуальном осмотре корпуса карбюратора
Экономайзер мощности
Это устройство включается в работу только при сильном открытии дроссельных заслонок — то есть в режиме, когда мотору требуется дополнительная мощность (разгон, обгон). Экономайзер потребляет горючее из ёмкости поплавковой камеры.
Главная задача экономайзера мощностных режимов заключается в обогащении топливовоздушной смеси. Благодаря работе заслонок, механизм обогащает смесь дополнительным притоком воздуха.
Корпус экномайзера находится внутри карбюратора
Эконостат
Эконостат почти всегда работает в паре с экономайзером мощности. Ведь при увеличенном количестве оборотов вращения коленвала мотору необходимо и дополнительное количество бензина. Именно за излишки топлива в системе и отвечает эконостат, который собирает нужное количество горючего из полости поплавковой камеры.
Винтовое соединение эконостата можно увидеть на корпусе карбюратора
Ускорительный насос
Насос-ускоритель отвечает за своевременность подачи необходимого объёма топлива в камеры сгорания № 1 и № 2. По своему строению он напоминает двухклапанный механизм, который при воздействии на диафрагмы начинает поступательные движения.
Именно благодаря поступательным толчковым движениям и создаётся необходимое давление в системе карбюратора, что и обеспечивает бесперебойный поток топлива.
Насос размещается внутри карбюратора
Жиклёры
Жиклёрами называют трубки с технологичными отверстиями, через которые осуществляется подача топлива (топливные жиклёры) или воздуха (воздушные). При этом диаметр отверстий и их количество у разных элементов отличаются — в зависимости от того, подачу какого именно вещества обеспечивает данный жиклёр.
Жиклёры на топливо и воздух часто имеют разные габариты и диаметры отверстий
Вторая камера карбюратора: назначение и принцип работы
Карбюраторы используются в конструкции автомобилей уже многие десятилетия. Зачастую в устройство карбюраторных агрегатов внедрялись однокамерные топливораспределительные узлы, которые позволяли обеспечить мотор транспорта стабильным и бесперебойным питанием. С течением времени подобный принцип работы, однозначно, устарел, а автомобильные инженеры стали думать о том, как спасти карбюраторы в современной сфере машиностроения. Одним из успешных решений стало внедрение двухкамерных карбюраторов.
В общем виде, структура таких узлов особых отличий от однокамерных не имеет: всё та же поплавковая камера, диффузоры, топливные каналы, жиклёры и так далее. Однако вместо одной топливно-смесительной камеры используются две или более, в зависимости от показателя «камерности» детали. Подобный подход к работе, конечно, обозначил значительное усложнение в строении карбюраторов и их настройки, но преимуществ у узлов данного типа явно будет больше.
Если рассматривать принцип работы данных топливнораспределительных деталей, то он основывается на формировании топливной смеси в двух камерах в карбюраторе, что позволяет:
- подключить одну из камер для режима работы на высоких оборотах (в этом случае более сильно откроется вторая дроссельная заслонка или подключатся к работе дополнительные жиклёры);
- более равномерно и стабильно распределять передачу топлива между цилиндрами (в стандарте всегда работает первая камера, а вторая подключается в конкретных ситуациях);
- формировать наиболее оптимизированную рабочую смесь под работу в разных режимах.
В итоге, наличие второй камеры помогает организовать более экономичную работу мотора при его достаточно солидной мощности. Помимо этого, современная организация таких узлов нередко имеет экономайзер на, так называемом, принудительном холостом ходу, что также увеличивает экономию бензина во время работы двигателя.
На сегодняшний день наиболее популярные образцы рассматриваемых деталей – это карбюратор Озон, аналогичные узлы от ДААЗ, Солекс и серии отечественных запчастей «К». Узнать то, какой именно топливораспределительный механизм стоит на вашем транспорте, можно посредством его детального изучения со всех сторон, как минимум, должна иметься некоторая маркировка.
Проблемы в применении переходного режима
В особых условиях область высокого разрежения образовывается под закрытыми заслонками карбюратора. При их резком открытии разрежение способно моментально снизиться, что вызывает нарушения в работе первичной камеры, образуя провал, так как на холостых оборотах бензин был высосан через жиклёры из канала.
Для устранения последствий настраивается жиклёр холостого хода или носики насоса, меняющиеся в порядке очереди, дабы убрать образовавшиеся трудности с провалами и задержками при скором и отрывистом нажатии на педаль газа.
Стоит всегда помнить, что подобного рода манипуляции проводятся исключительно при предварительно нагретом двигателе.
Основные неисправности
Несмотря на то что солекс считается чуть ли не самым надежным карбюратором, он тоже периодически выходит из строя. Основные неисправности:
- Засоряется жиклер главной дозирующей системы;
- Засоряется жиклер холостого хода в электромагнитном клапане;
- Перегревается и деформируется корпус карбюратора;
- Выходит из строя ускорительный насос (трещины и разрывы диафрагмы);
- Сходит с резьбы электромагнитный клапан;
- Расшатываются диффузоры в корпусе.
Засор жиклеров устраняется прочисткой и продувкой. Это, пожалуй, самое простое, что может приключиться с карбюратором, и на ремонт не понадобится тратить какие-то особые деньги или время.
Деформация корпуса – проблема более серьезная. В некоторых случаях помогает шлифовка верхней плоскости, чтобы устранить подсос воздуха. Но если корпус «повело» сильно, поможет только замена, никакой шлифовкой дело не обойдется.
Проверить состояние диафрагмы можно визуально, и это тоже несложно, поскольку ускорительный насос расположен на корпусе под отдельной крышкой. Снять крышку, осмотреть диафрагму насоса и при необходимости заменить ее – задача под силу даже неспециалисту.
Электромагнитный клапан имеет свойство «самооткручиваться», из-за чего под резьбу начинает подсасываться бензин, а значит, смесь переобогащается. Причин несколько: расшатывается резьба, выходит из строя резиновый уплотнитель, или клапан изначально не был довернут до упора. Если сам клапан в порядке, нужно довернуть его до конца. Если при этом менять уплотнитель, то закручивать клапан придется ключом, чтобы наверняка посадить на место.
Один из распространенных вариантов тюнинга карбюратора – замена или растачивание диффузоров. Так можно добиться лучшего наполнения цилиндров топливно-воздушной смесью, а значит, большей отдачи мощности от двигателя. При этом сами диффузоры страдают от вибрации, и периодически могут расшатываться в посадочных местах. В этом случае понадобится разборка и калибровка карбюратора, иногда с заменой самих диффузоров.
Преимущества и недостатки
У Солекс есть определенные неизбежные недостатки, но есть и положительные качества, за которые их любят владельцы отечественных автомобилей:
- Качественная сборка. Сюда можно отнести всё, что касается материалов и точности изготовления всех деталей. Нет необходимости «дорабатывать напильником» то, что и так добротно сделано;
- Лучший показатель смешивания топлива. Поскольку конструкция диффузоров продумана намного лучше, чем в карбюраторах ОЗОН, при грамотной настройке можно добиться лучшей отдачи мощности при меньших затратах топлива;
- Возможность дорабатывать и настраивать карбюратор, добиваясь оптимальных параметров работы;
- Ремонтопригодность и низкая стоимость запчастей. По сравнению с современными инжекторными двигателями, ремонт карбюратора солекс делается на порядок легче и дешевле;
Ну а главный недостаток – чувствительность к засорам, неизбежная для любого точно подогнанного устройства. Грязь попадает из бензина, который у нас, как известно, не самого высокого качества. И пыль может закачиваться из воздуха минуя воздушный фильтр, если есть деформация и щели в корпусе, а также через отверстия в поплавковой камере.
Сегодня можно слышать, что карбюраторные автомобили – давно уже прошлый век. Отчасти так и есть, ведь новые стандарты, в том числе экологические, да и достижения прогресса давно диктуют и новое восприятие удобства и комфорта. Инжекторы работают экономичней, более точно подстраиваются под внешние условия, отвечают новым требованиям. Но невозможно просто так перечеркнуть огромное количество вполне нормальных автомобилей, работающих хоть и с морально устаревшей, но весьма эффективной топливной системой.
Как долго карбюратор солекс (solex) останется актуальным? Учитывая его надежность и удобство, автомобили с этой системой подачи топлива еще долго будут использоваться. Пока что интресс к обслуживанию и ремонту солекс не угасает, поскольку машин с ним достаточно много.
Когда нужна регулировка
Прежде чем браться за отвёртку и начинать крутить винты топливного агрегата, надо уяснить один важный момент. Он заключается в следующем: регулировка карбюратора «Солекс» – это не отдельная операция, а завершающий этап процедуры устранения неисправности либо его плановой очистки. Единственное исключение — ситуация, когда настройки были случайно или по незнанию изменены вами либо кем-то другим.
Карбюратор Solex — общий вид
О перебоях с подачей топливовоздушной смеси в двигатель, связанных с неполадками «Солекса», свидетельствуют такие признаки:
- автомобиль начал глохнуть на холостом ходу;
- расход топлива поднялся сверх нормы и сопровождается нестабильной работой силового агрегата;
- холодный двигатель заводится и сразу глохнет, приходится делать несколько попыток, манипулируя рычагом «подсоса» и педалью акселератора;
- при нажатии на газ возникает «провал», разгонная динамика отсутствует полностью;
- машина глохнет на ходу, когда вы отпускаете педаль акселератора во время движения накатом.
Примечание. К сожалению, причиной перечисленных неисправностей не всегда является карбюратор. Проблемы с холодным запуском также возникают при отсутствии компрессии в цилиндрах, а «виновницами» провалов часто бывают негодные свечи зажигания.
Износ свечей зажигания тоже приводит к повышению расхода бензина и появлению провалов
Момент второй: устранение далеко не каждой неполадки заканчивается настройкой подачи топлива. Подробнее вопрос будет освещён далее, вместе со способами ремонта распространённых поломок карбюратора «восьмёрки». Но в некоторых случаях без регулировки не обойтись:
- после снятия или разборки «Солекса» с целью ремонта;
- по факту результативной очистки либо продувки каналов агрегата;
- после замены колец или всей поршневой группы в двигателе автомобиля;
- в результате перенастройки угла опережения в системе зажигания, замены высоковольтных проводов либо установки новых свечей.
Совет. Учитывая низкое качество топлива, реализуемого на многих заправках России, рекомендуется 1 раз за 20—25 тыс. км пробега снимать карбюратор целиком, разбирать и хорошенько чистить с продувкой компрессором. После чего нужно выполнять регулировку.
Подготовка инструментов и приспособлений
Если вы вознамерились капитально прочистить карбюратор своей «восьмёрки», то без компрессора обойтись не удастся. Чтобы выдуть из каналов скопившуюся грязь, необходимо подавать воздух под давлением не менее 6 Бар. Остальные инструменты — из разряда обычных, имеющихся в каждом гараже:
- 2 отвёртки — крестообразная и тонкая с нешироким плоским шлицем;
- набор рожковых ключей малых размеров — 8, 10, 13 мм;
- круглогубцы;
- резиновая груша (спринцовка);
- 2—3 деревянных зубочистки;
- ветошь.
Компрессор для продувки карбюратора
Примечание. Хорошо бы иметь под рукой тестер либо мультиметр для проверки напряжения. Но при нужде можно обойтись и без него.
Жидкости для очистки каналов карбюратора
Для промывки каналов отлично подходит специальное средство, продающееся в аэрозольных баллонах (например, от бренда ABRO). Не стоит применять для очистки ацетон и неорганический растворитель, разъедающий пластиковые детали. Заранее купите новые бумажные прокладки для карбюраторов ДААЗ 2108 (подойдут и на «девятку»). Покупать и менять жиклёры нельзя, поскольку штатные рассчитаны на весь срок службы машины, а в ремкомплектах часто продаются подделки с большими отверстиями для топлива.
Что делать с повышенным расходом
Прежде чем плотно взяться за карбюратор, обязательно убедитесь в том, что другие системы исправны — свечи находятся в рабочем состоянии, высоковольтные провода не пробивают на массу, а в цилиндрах двигателя есть компрессия (минимальное значение для ВАЗ 2108 – 11 Бар). Выкрутите свечи и проверьте состояние электродов.
Важно. Цвет электродов отражает картину работы силового агрегата. Чёрный налёт говорит о том, что смесь переобогащена, доля бензина в ней слишком велика. Белый цвет свидетельствует о бедной смеси, норма — светло-коричневый оттенок.
Светло-коричневый — правильный цвет электродов на свечах
Наиболее неприятная проблема — увеличение расхода топлива, возникающая по таким причинам:
- износилась диафрагма экономайзера;
- засорён главный воздушный жиклёр или каналы внутри агрегата;
- не держит игольчатый клапан, ограничивающий поступление горючего в поплавковую камеру;
- были установлены жиклёры непонятного происхождения из ремкомплекта.
Местонахождение крышки экономайзера
Примечание. Здесь перечислены проблемы, которые вы способны решить самостоятельно. Если рекомендуемые мероприятия не возымеют эффекта, то неисправность более сложная и за её устранением придётся обратиться к мастеру по ремонту карбюраторов.
Чтобы проверить диафрагму, снимите корпус воздушного фильтра (крышка крепится 3 гайками под ключ 10 мм, корпус — 4 гайками на 8 мм). На левой стенке карбюратора по ходу движения авто найдите треугольную крышечку экономайзера, прикрученную на 3 винта, открутите их крестовой отвёрткой. Под ней и находится подпружиненная мембрана, которую нужно проверить и при необходимости заменить.
Снятие фильтра на восьмерке
Для устранения остальных причин вам придётся снять верхнюю крышку «Солекса», отсоединив трос пускового устройства и открутив 5 винтов крепления крестообразной отвёрткой. Дальше действуйте по инструкции:
- Выкрутите воздушные жиклёры, запомнив, где какой должен стоять. Под ними в колодцах прячутся жиклёры топливные, открутите их тонкой отвёрткой и вытащите зубочисткой. Хорошенько продуйте калиброванные отверстия.
- Грушей отсосите бензин из поплавковой камеры вместе с грязью. Заполните все каналы и диффузоры средством из аэрозольного баллона, выдержите указанное на нём время и аккуратно продуйте карбюратор, не снимая с машины.
- Возьмите снятую крышку агрегата, поверните её поплавками кверху и попробуйте подуть в патрубок подачи топлива, заткнув пальцем штуцер сброса давления. Если воздух проходит, замените игольчатый клапан, поскольку он так же беспрепятственно пропускает бензин.
- Если перед увеличением расхода вы заменили все жиклёры, смело откручивайте их и выбрасывайте, а штатные верните на место.
- Перед сборкой убедитесь, что поплавки не касаются стенок камеры, при необходимости аккуратно подогните.
- Соберите «Солекс» в обратном порядке и приступайте к регулировке.
Для снятия верхней крышки Солекса надо отвернуть 5 винтов
Справка. Как ни странно, но при обеднённой смеси расход бензина тоже возрастает. Поскольку машина «не тянет» из-за недостатка топлива, вы решаете проблему излишним нажатием на газ, а то и вытягиванием «подсоса», наполовину закрывая воздух заслонкой. Естественно, что горючее расходуется сверх нормы.
Как снять карбюратор Солекс
Как и любое достаточно сложное устройство, карбюратор солекс выходит из строя. Чтобы починить, его нужно сначала демонтировать. Сделать это сравнительно несложно, нужно отсоединить несколько смежных элементов.
- В первую очередь – выключить зажигание;
- Затем снять корпус воздушного фильтра;
Уровень топлива в поплавковой камере важен для бесперебойной подачи во время движения. Недостаток или перелив чреваты сбоями в работе двигателя, повышением расхода бензина, работой двигателя на переобогащенной смеси. Для регулировки карбюратор не нужно демонтировать. Порядок действий:
- Завести двигатель и прогреть его до рабочей температуры;
- Заглушить мотор и отсоединить трос подачи топлива. Проследить, чтобы бензин при этом не перелился обратно в карбюратор, заранее позаботиться о емкости для него;
- Открутить крепления крышки карбюратора, отсоединить трос подсоса, и только после этого снять крышку;
- В каждой камере будет определенное количество бензина. Нужно измерить высоту пустого пространства камер, от поверхности жидкости до верха. Поскольку наполнение камер будет, скорей всего, разным, вычисляется среднее арифметическое — показатели сложить и поделить на два;
- Нормальная цифра – 24-26 мм. Если бензина больше или меньше, регулируется поплавок (аккуратно отгибается в нужную сторону), после чего измерения нужно провести заново.
Холостой ход(ХХ) регулируется с помощью установки оборотов холостого хода и регулировки оптимальной подачи топлива на ХХ. Последовательность регулировки:
- Запустить двигатель и прогреть его до рабочей температуры, заглушить;
- Винт «качества смеси» (находится в нижней части корпуса) повернуть вправо до упора, а потом на 3-6 оборотов послабляем;
- Запустить двигатель и убрать подсос;
- Выставить обороты на холостом ходу с помощью «винта количества». Оптимальная частота оборотов 800-900 об/мин, но не более 1200 об/мин;
- После этого «винт качества» закручиваем до того момента, пока двигатель не начнет работать с перебоями. Как только слышим перебои в работе, откручиваем винт на 1-1,5 оборота, до тех пор пока не слышим стабильные обороты мотора, без рывков.
Настройка карбюратора солекс
Помимо основных регулировок, карбюратор солекс можно дополнительно настраивать и тюнинговать:
- Менять диаметр жиклера холостого хода в электромагнитном клапане. В зависимости от потребностей двигателя, можно подобрать оптимальный вариант от 0,39 до 0,42 мм в сечении;
- Отрегулировать подачу топлива с помощью замены распылителя топливного насоса. Есть носики распылителей с разным сечением (0,35; 0,40; 0,45 мм), и при правильном подборе двигатель получит дополнительную мощность без лишнего расхода топлива;
- Устранить сопротивление дроссельной заслонки при резком открытии. Это немного улучшит приемистость двигателя на высоких оборотах;
- Можно заменить носик ускорительного насоса, поставив модификацию с двумя трубками в одну камеру (а не по одной трубке на каждую из камер). В некоторых случаях такой тюнинг позволяет устранить «провалы» двигателя при нажатии на педаль газа;
- Проверить и поправить установку тросика подсоса. В норме он должен полностью перекрывать воздушную заслонку. Если остаются щели, трос необходимо поправить.
Настройка карбюратора поможет довести его параметры до оптимальных показателей для каждого конкретного двигателя. В зависимости от того, какие цели у владельца авто, правильные настройки способны значительно снизить потребление топлива, добавить мощности, улучшить режим работы мотора.
Установка уровня поплавковой камеры
В первую очередь, необходимо обратить внимание на уровень топлива в поплавковой камере.
Процедура регулировки следующая:
- Необходимо завести двигатель и аккуратно подавать газ, чтобы проверить эффективность работы карбюратора;
- Снимаем воздушный фильтр с карбюратора и топливный шланг.
- Отвинчиваем 5 болтов и снимаем крышку карбюратора. Обязательно вертикально, дабы не повредить его поплавки. Размещаем данную крышка на какой-либо ровной поверхности.
- При снятии крышки карбюратора уровень топлива должен быть на отметке красных линий. Необходимо измерить глубину топлива. Этот показатель должен составлять около 29 мм. Процедуру следует проводить сразу после снятия крышки карбюратора, поскольку бензин имеет свойства испаряться.
- Необходимо отрегулировать высоту поплавков. Измеряем расстояние от картонной прокладки крышки карбюратора до верхней части каждого поплавка.
- Рекомендуемый показатель составляет 34 мм. При необходимости нужно подгибать рычаги и язычок поплавка.
- Приступаем к регулировке полного хода поплавков. Допустимый подъем нижнего угла поплавка составляет 15 мм, а полный ход поплавка – 25 мм.
Обратите внимание, чтобы кромки поплавков находились параллельно привалочной поверхности крышки.
Установка холостого хода
После установки уровня в поплавковой камере собираем карбюратор и прогреваем двигатель автомобиля до рабочей температуры. В данном видео, вам расскажут и покажут как устанавливается холостой ход в карбюраторе Солекс, а так же основные причины его отсутствия.
Далее глушим его и проводим следующие операции:
-
- При помощи плоской отвертки необходимо закрутить винт качества смеси до упора (позиция 7).
- Отворачиваем его с этого положения на 4 – 5 оборотов назад.
-
- Запускаем двигатель, при этом не забудьте полностью убрать подсос, и при помощи винта количества смеси (позиция 6) устанавливаем минимальные обороты двигателя около 800 в минуту, чтобы двигатель работал устойчиво.
-
- Закручиваем винт качества смеси, пока двигатель не начнет работать неустойчиво. После отворачиваем его назад на 0,5 – 1 оборот, что должно привести работу двигателя в относительно устойчивое положение.
-
- Винтом количество смеси устанавливаем обороты двигателя около 800 – 900 в минуту. Если двигатель начинает глохнуть, то открутите еще немного винт качество смеси.
При установке холостого хода могут возникнуть некоторые проблемы:
Двигатель не сбрасывает обороты при закручивании винта количество смеси (в канал холостого хода попадает очень много топливо и данный винт не может его перекрыть).
Причины:
- установлены большие жиклеры;
- плохо закручен электромагнитный клапан, и топливо подсасывает мимо жиклера;
- деформация посадочного места жиклера или его самого.
Так, к примеру, если при снятии провода с электромагнитного клапана двигатель глохнет, то это означает, что установлен слишком большой жиклер.
Какие жиклеры должны стоять на карбюраторе 21083
В процессе дросселирования карбюратора можно наблюдать нестабильный состав топливной смеси по времени в рабочих зарядах, нет идентичности циклов. Это существенное оказывает влияние на состав газов отработанных.
Также на неоднородный состав горючей смеси по циклам могут воздействовать три фактора:
- характера распределения смеси по сечению потока;
- дисперсность топлива;
- характер распределения смеси вдоль потока.
Существенное воздействие на структуру потока могут оказывать вид течения эмульсии смеси из канала главной системы распылителя. В зависимости от соотношения производительности в дозирующей системе жиклеров и скорости истечении эмульсии можно получить такие виды течения: ламинарное, пробковое, грубоэмульсионное, осесимметричное и волновое.
Таким образом, в зависимости от изменения вида течения из распылителя главной системы эмульсии в значительной степени будет изменяться однородность состава топливной смеси в рабочих циклах мотора авто. Осесимметричный режим является наиболее оптимальным для стабильной работы двигателя авто. Это удается достичь благодаря равномерной подачи топлива.
Воздушные жиклеры карбюратора Солекс 21083 позволяют отрегулировать совместно с топливными жиклерами оптимальную работу карбюратора. Следует помнить, что расположение воздушного жиклера основной системы внутри бензовоздушного главного тракта нежелательно из-за возможности засорения или засмоления жиклера, что может привести к неисправностям карбюратора.
Часто это наблюдается в случае пропуска картерных газов мотора через карбюратор. Правильней всего разместить жиклеры воздушные в специальных карманах, которые буду защищать их от воздействия потока прямого воздуха.
В случае доработки или тюнинга карбюратора Солекс 21083 необходимо уделить должное внимание подбору жиклеров. Этот процесс должен осуществляться в зависимости от объема мотора авто. Таким образом, под большие объемы двигателя, к примеру 1.5-1.7 лучше всего использовать маленькие жиклеры.
Из-за того, что большой объем, за единицу времени проходить будет много воздуха через диффузор, и как следствие будет расходоваться значительно больше топлива. Конечно если вы не собираетесь прокачать свое авто для быстрой езды, тогда для вас это не будет столь существенно. В противном случае лучше установить жиклеры с меньшим сечением.
Начинать подбор жиклера наиболее правильно с топливного, а затем перейти в выбору воздушного. Также следует учесть, что сначала необходимо выбрать жиклеры для первой камеры, а после того как установили на нее жиклеры, следует перейти ко второй камере карбюратора. Только таким способом считается наиболее правильная установка или замена жиклеров.
Квалифицированные специалисты советуют перед тем, как начать работы найти оригинальный карбюратор заводской Солекс 21083, который рассчитан на такой же объем двигателя, который установлен на вашем авто, и попробовать установить на него эти жиклеры. Ниже приведена таблица жиклеров карбюратора Солекс 21083.
В зависимости от предпочитаемого стиля вождения, вы сможете подобрать для себя наиболее оптимальный размер жиклеров. Но учтите, что при использовании жиклеров серии «спорт» расход топлива вашего авто может увеличиться в два раза.
Поэтому если вы предпочитаете оптимальный расход и динамичное авто, то лучше выбрать средний вариант, к примеру «мощностной нормальный» или «мощностной умеренный». Для тех, кто предпочитает размеренный спокойный стиль вождения лучше всего подойдут жиклеры «экономичные». Кстати, есть также еще одна модификация: карбюратор Солекс 21083 1107010, у него есть свои плюсы.
А на видео показано, как правильно подбирать жиклеры для карбюратора Солекс 21083:
Настройка переходного режима работы карбюратора
На холостых оборотах дроссельные заслонки карбюратора закрываются и под ними создается область высокого разряжения, что позволяет «высосать» бензин из канала холостого хода через жиклер. Если заслонку резко открыть, то разряжение резко снижается, что нарушает нормальную работу главной дозирующей системы первой камеры и появляется провал.
Чтобы устранить эти признаки, проводят настройку жиклера холостого хода или носиков ускорительного насоса. Регулировку необходимо осуществлять на прогретом двигателе автомобиля.
Поочередно меняются жиклеры холостого хода или ускорительный насос, чтобы предотвратить наличие провалов и задержек при резком нажатии на газ.
Возможно, немного понадобиться отрегулировать обороты холостого хода. Переобогащение не переходном режиме отображается в виде черного дыма, идущего из выхлопной трубы.
Рекомендуется устанавливать ускорительный насос с носиками 40х40, а жиклер холостого хода от с параметрами от 35 до 40. Если есть провалы от бедной смеси и не удается настроить холостой ход по причине слишком большого жиклера холостого хода, то тогда оба носика ускорительного насоса можно занести в первую камеру, как изображено на картинке.
Дальнейшее поддержание карбюратора
Чтобы карбюратор в дальнейшем серьёзно не барахлил, необходимо тщательно следить за его работой и не запускать до критического состояния, которое исключает самостоятельный ремонт.
Будет уместно приобрести необходимые детали аналогичной модели карбюратора, разобранной на части специально для этих целей.
Для лучшей моторной производительности рекомендуется избавиться от экономайзера принудительного холостого хода. А своевременная профилактика и точно подобранные жиклёры обеспечат максимально надёжную работу агрегата.
Статья полностью отражает главную цель регулировки пускового устройства карбюратора Солекс, основанную на многолетней практике и заключающуюся в устойчивом старте двигателя на холостом ходу, который обеспечивает стандартную работу пусковой системы.
Важные мелочи
Все «Солекс» (кроме 21073) имеют литье с очень мелкими отверстиями. Следует отметить, что по этой причине жиклеры очень чувствительны к попаданию мусора в топливо, а сам карбюратор часто забивается грязью. По этой причине топливные фильтры следует менять регулярно. Для повышения надежности может быть установлен топливный фильтр форсунки. Получится немного дороже, но можно увеличить интервал между доработками агрегата.
Если было принято решение установить карбюратор Солекс на классический, могут потребоваться дополнительные запчасти помимо карбюратора. Агрегат может быть установлен с реконструкцией системы EPHC или без нее — останется только отключенный электромагнитный клапан. Самый простой способ обойтись этой системой. Но эксперты говорят, что хотя EPHH позволяет добиться экономии топлива на 5%, система ненадежна и часто дает сбой. А это значительно снижает надежность всего агрегата.
Чтобы электромагнитный клапан не перекрыл подачу топлива в неактивный канал солекса (ведь блок EPHX не устанавливается нормально), иглу клапана необходимо вынуть из корпуса. Но самый простой способ — подключить вентиль от замка зажигания.
При установке «Солекса» на заднеприводный ВАЗ необходимо соединить «обратную магистраль» заглушкой или подключить через обратный клапан к системе подачи топлива к топливному фильтру.
Заключение
Резюмируя материал статьи, можно сделать заключение – ремонт и регулировка карбюратора Солекс не является сложной работой и её можно выполнить своими руками. Достаточно иметь небольшой набор необходимых инструментов. Однако, если есть сомнения и недостаточно опыта в слесарной деятельности, то лучше обратиться к знающему человеку.